Систематизация цветов
В практике цветовая окраска тел оценивается следующим образом:
1. Основные цвета – это жёлтый, синий, красный, то есть те, из которых теоретически могут быть составлены все остальные цвета. Смешение этих трёх основных цветов в определённых соотношениях даёт бесцветность, то есть серый цвет.
2. Составные цвета первой степени _ цвета, полученные смешением двух основных цветов. Это, например, оранжевый цвет, получаемый смешением жёлтого и красного; фиолетовый, получаемый от смешения красного и синего.
3. Составные цвета второй степени – цвета, образованные путём смешения составных цветов первой степени. Это, например, красно-бурый, получаемый смешением оранжевого и фиолетового с зелёным; цвет охры – от смешения зелёного с оранжевым и так далее.
Интересна, хотя и не бесспорна, теория цвета И. Гёте, изложенная им в трактате «Учение о цветах» (1810 г.). Великий поэт назвал цвет «продуктом света, продуктом, вызывающим эмоции». Он предложил схему взаимодействия, образования и восприятия цветов – «естественный цветовой круг». Это окружность, в которую вписана правильная шестиконечная звезда, составленная из двух равносторонних треугольников с общим центром («звезда Давида»). На вершинах одного треугольника располагаются основные цвета – жёлтый, синий и красный, на вершинах другого – составные цвета первой степени. На концах каждого из трёх диаметров, соединяющих противоположные вершины треугольников, находятся основной и составной цвета, которые называются противоположными или дополнительными. На дугах, заключённых между каждыми двумя соседними точками (вершинами треугольников), помещаются все оттенки составного цвета второй степени, образованного сочетанием одного основного и одного составного цвета второй степени. На каждой из этих шести дуг составные цвета второй степени разные, и окружность в целом представляет собой непрерывный спектр всех возможных цветов.
Составные цвета воздействуют на нас иначе, чем исходные. Гёте говорит об этом так: «Если жёлтый – первый среди светлых цветов, и если синий – это покрывало темноты, то их смешение рождает успокаивающий, выравнивающий зелёный цвет лугов и лесов, в котором исчезает противостояние светлого жёлтого и глубокого синего. На зелёном глаз отдыхает от цветовых контрастов…». Богатство и разнообразие красок, осознаётся нами как проявление богатства жизни. Безжизненны только чёрно-белые контрасты.
Художнику по свету полезно знать некоторые закономерности восприятия контрастов. Проделайте несколько простых опытов, чтобы иметь возможность учитывать зрительные эффекты в своей работе.
Опыт 1. Если в течение полуминуты рассматривать нарисованный на белой бумаге оранжево-красный круг, вокруг него появится светлый сине-зелёный ореол. Вокруг красного круга ореол будет зелёного цвета. И наоборот, если всмотреться в зелёную фигуру, то ореол будет красноватый.
Если долго смотреть на синий предмет, а потом перевести взгляд на белую стену, то перед глазами возникнет оранжевое пятно (сочетание жёлтого и красного – двух дополнительных к синему цветов). После длительного воздействия чёрного цвета в глазах появляется белое остаточное изображение.
Назовём это эффектом последовательности контраста.
Опыт 2. Нейтральный серый цвет на красном фоне кажется зеленоватым, на синем приобретает оранжевый оттенок, а на зелёном – красный.
Этот эффект мгновенного контраста возникает потому, что цвета взаимосвязаны.
Описанный эффект легко наблюдать при освещении смешанным светом. Например, если к белому свету примешивается красный, тени от предметов кажутся зелёными. Если в комнате смешиваются оранжевый свет электрической лампы и дневной свет из окна, тени – синие.
Противоположные цвета в нашем восприятии всегда сопутствуют друг другу, создавая яркие контрасты.
Опыт 3. Если окружить помидоры зеленью, они будут казаться ещё более красными. А на интенсивном красном фоне «потеряют» часть своего цвета и будут выглядеть бурыми, светло-коричневыми.
Для того, чтобы яркое изображение хорошо смотрелось на ярком фоне (такие задачи постоянно приходится решать в рекламе, а порой и в театральных постановках), нужно выбрать цвета разной интенсивности. Если яркость основного и фонового тонов будет одинаковой (неважно, сильной, средней или слабой), контрастность не облегчит, а затруднит восприятие. Начнётся «борьба» двух цветов, и у нас зарябит в глазах. Чтобы читался шрифт, нужно уменьшить силу тона одного из цветов.
(печатается по изданию: Д.Г.Исмаилов, Е.П.Древалёва "Театральное освещение", Москва ЗАО "ДОКА Медиа", 2005)