Наука о цвете
Проблема цвета всегда была и остаётся актуальной для живописца и художника по свету – для любого, кто использует цвет в своей профессиональной деятельности. Решение проблем колорита и цвета базируется на глубоком знании и осмыслении опыта, накопленного в этой области.
Феномен цвета сам по себе непрост: он включает в себя как объективное начало (свет), так и субъективное (зрение). Зрение в системе наших органов чувств занимает доминирующее положение. Представление человека о мире на 90% состоит из данных, полученных с помощью зрения, и самые важные из них – цветовые характеристики явлений. Изучение механизмов и закономерностей восприятия цвета требует знания оптики, математики, физиологии, психологии. Цвет как явление культуры изучается на стыке философии, эстетики, теории и истории искусства и литературы, этнографии, филологии, археологии. В свою очередь, наука о цвете – цветоведение – находит применение в самых разнообразных отраслях науки и производства, во всех жанрах искусства.
Как и любая наука, учение о цвете имеет три этапа развития. Первый характеризуется эмпирическим подходом к явлениям природы; второй – период научного познания различных частных областей; наконец, третий – период создания научных систем. Эти этапы различаются толкованием природы цвета.
Философы и художники античности и средневековья в своих суждениях о цвете опирались на опыт, а при выборе цвета руководствовались интуицией.
На следующем историческом этапе Ньютон (1643-1727) заложил научный фундамент исследований. Его младший современник М. В. Ломоносов (1711-1765) открыл трёхцветную основу цветового зрения и создал учение о цвете. Немецкий живописец Ф.О. Рунге (1777-1810) систематизировал цвета и предложил схему распределения цветов в природе, похожую на глобус. Немецкий физиолог Э. Геринг(1834-1918) разграничил отдельные области учения о цвете. Он выполнил подробный анализ значения цветовой памяти и константности цвета для зрительного восприятия, исследовал процессы адаптации глаза к разным условиям видимости и оценил роль личного опыта в восприятии цвета при меняющемся освещении.
Современный период науки о цвете начинается с Вильгельма Оствальда – немецкого физхимика (1853-1932). Этот этап характеризуется развитием теории, усовершенствованием колориметрии (методов измерения и количественного выражения цвета), систематизацией цветов, а также накоплением большого опыта в области цветового оформления пространства.
(печатается по изданию: Д.Г.Исмаилов, Е.П.Древалёва "Театральное освещение", Москва ЗАО "ДОКА Медиа", 2005)